ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ

11-11-2025

Пругло Ирина Владимировна

воспитатель ГКДОУ № 23 г.о Харцызск


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ

Пругло Ирина Владимировна
Воспитатель ГКДОУ № 23 г.о Харцызск

Аннотация: В статье актуализируется вопрос формирования культуры общения у детей среднего дошкольного возраста. Утверждается, что культура общения – это сложное личностное образование, охватывающее знание этических норм и правил межличностного взаимодействия и общения, а также положительное эмоциональное отношение к этим процессам и умение самостоятельно и конструктивно их реализовывать.
Ключевые слова: культура общения, воспитание, формирование, игровая деятельность, дети дошкольного возраста.

Сущность понятия «культура общения» сложна по своей структуре. Подтверждением этого является интерес, который проявляют к его изучению и трактовке представители разных областей научных знаний. В.П. Нестеров утверждает, что большинство исследователей сущность понятия «культура общения» определяют как «возможность открытия средств оптимизации коммуникации, поскольку предполагает знание собеседниками «стратегий общения» [2, с.34]. Культура общения охватывает такой компонент, как способность адекватной ориентации субъекта речи в заданных условиях общения.
На данный момент считается, что культурой общения можно овладеть, ее можно воспитывать и совершенствовать, и она является составной частью общей культуры человека. От культуры общения зависит результативность отношений между людьми, поэтому знание и соблюдение ее основных положений необходимы для любых форм общения. Разделяя вышеуказанную научную позицию, мы рассматриваем культуру общения в качестве составляющей культуры поведения, которая не может существовать вне культуры общения. Обращаем внимание на то обстоятельство, что на культуру общения влияют два фактора – объективная ситуация и культурная традиция, которую они поддерживают. Такое понимание данного процесса явилось предпосылкой определения культуры общения как отражения процессов развития общества и показателя духовного развития личности. Согласны с М.Ю. Викторовой [1] в том, что культура общения детей дошкольного возраста также оказывает определённое влияние на общественные процессы и человеческие взаимоотношения и является продуктом установленных обществом норм поведения, влияющего на общение между людьми в социуме. Практическое овладение культурой общения детьми дошкольного возраста, предполагает формирование определенных черт личности и их коммуникативных способностей.
К внутреннему содержанию процесса культуры общения, С.В. Топиченко[3] относит:
– знание об основных закономерностях процесса общения, включающих знание конкретных норм и правил, регулирующих общение между людьми, в частности этикет;
– умение анализировать ход и результат общения с точки зрения его нравственного наполнения и деловой эффективности;
– понимание механизмов взаимодействия людей.
Современные педагоги и психологи-исследователи, как это показано в исследованиях М.Ю. Викторовой [1], В.П. Нестерова [2], С.В. Топиченко [3], считают, что в состав культуры общения входят: культура мышления, культура языка и речи, причем последние – ее важные составляющие. Языковые нормы общества обуславливают определенный выбор интерпретации, а речь является для человека средством передачи мнений, идей, чувств и для отправителя, и для получателя информации. Она выражает и передает не только мысли, но и чувства, свободу, состояния сознания, эстетические потенции личности, условия общения. По определению В.П. Нестерова культура речи – это «осознанная речевая деятельность по созданию правильной целесообразной этически корректной речи в заданных условиях общения» [2, с.33]. По мнению М.Ю. Викторовой [1], культура речи предполагает соблюдение в речи устоявшихся в обществе норм: литературного языка (правильность произношения, формообразования, построения предложений, употребление слов в их принятом значении и принятом сочетании); норм речевого поведения, этикета (приветствоваться, прощаться, извиняться, быть вежливым, не унижать, быть тактичным, коммуникативные и этические нормы); норм, связанных с умением достигать наибольшей эффективности своей речи (риторическая грамотность); норм, связанных с умением переключаться с одной формы общения на другую, учитывать то, кому адресована речь, и кто при этом присутствует, при каких условиях, в какой ситуации и с какой целью используется речь (стилевые и стилистические нормы).
Ребенок, нуждаясь в культуре общения, охотно вступает во взаимодействие с людьми вокруг себя, пытается привлечь их внимание к себе, выяснить, как они относятся к нему, как оценивают его действия и поступки. Естественное восприятие детьми примера окружающих обеспечивается потребностью в общении, готовностью изменять свою деятельность согласно предложенным окружающим. Имея выраженную потребность в общении, дети проявляют активность, контактность. И, напротив, недостаточно выраженная потребность в общении обуславливает замкнутость, пассивность. Кроме того, стоит отметить тот факт, что культура общения имеет обратную связь, благодаря действию которой индивид в ходе взаимодействия с другими людьми, может корректировать своё последующее поведение, заменяя использованные способы взаимодействия воздействия теми, которые кажутся более эффективными.
В период дошкольного детства ведущей деятельностью ребёнка является игра. Воспитательное значение игр способствуют формированию культуры общения личности и его организованности [1]. В процессе игры ребёнок устанавливает взаимоотношения со сверстниками – это первая школа воспитания общественного коммуникативного поведения ребёнка в коллективе сверстников [3]. Поэтому ребёнок тянется играть к тому, с кем у него завязываются тёплые, культурные, положительные взаимоотношения. Игра, больше чем какая-либо другая деятельность в дошкольном возрасте, требует от ребёнка определённых поступков, выявление личных свойств и качеств. Процесс игры и непосредственной игровой деятельности, позволяет ребёнку наиболее полно реализовать себя, достичь положительных эмоций, стать причастным к окружающему обществу, а сама игра должна соответствовать возрастным особенностям психофизического развития ребёнка дошкольного возраста, также быть средством гармонизации в процессе становления личности. Для правильного выбора дидактической игры, способствующей воспитанию культуры общения сверстников, педагогу нужно оперировать уже имеющимися знаниями культурного поведения и научить ребёнка применять их на практике средствами поучительных дидактических игр.
Культура общения – это сложное личностное образование, охватывающее знание этических норм и правил межличностного взаимодействия и общения, а также положительное эмоциональное отношение к этим процессам и умение самостоятельно и конструктивно их реализовывать. Среди средств воспитания культуры общения личности эффективными в среднем дошкольном возрасте являются дидактические познавательные игры. Перспективу нашего дальнейшего исследования видим в разработке специальных дидактических игр, направленных на формирование культуры общения у современных дошкольников.

Список литературных источников
1. Викторова, М. Ю. Современные взгляды на проблему воспитания детей-дошкольников: обзор современных программ дошкольного образования (раздел : экология) / М. Ю. Викторова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2013. – Т. 3. – № 4. – С. 81-90.
2. Нестеров, В. П. Эмоциональные аспекты двигательной активности детей / В.П. Нестеров. – Москва ¬ : Арт-Мозаика, 2019. – 123 с.
3. Топиченко, С. В. Активная игра как форма общественного опыта ребенка дошкольного возраста / С. В. Топиченко // Дошкольное воспитание. – 2013. – №12. – С.80.

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved