Этические принципы медицинского работника

10-06-2025

Александрова Таисия Разифовна

преподаватель ГАПОУ РБ "Туймазинский медицинский колледж"

Тема: «Этические принципы общения медицинского работника»

Профессиональная коммуникация
Коммуникация (общение) имеет большое значение в работе медицинской сестры. Даже если медицинская сестра от природы коммуникабельна, важно, чтобы она умела анализировать свое общение с людьми и сознательно использовала свои навыки для совершенствования профессиональной деятельности.
Навыки общения в сестринском деле не следует считать чем-то само собой разумеющимся. То, как мы общаемся с людьми в обычных житейских ситуациях, может оказаться неприемлемым в ситуации, связанной с оказанием помощи пациенту. Часто общение медсестры с больным происходит, когда пациент расстроен, подавлен, агрессивен, испытывает физические или психологические трудности. Поэтому, медицинским работникам требуются специальные знания и умения, чтобы общение оказало максимальную помощь и поддержку больным.
Основы построения взаимодействия
1. Коммуникация в системе «медработник-пациент» включает в себя следующие компоненты:

2. Участие означает взаимодействие с другим человеком в очень широком смысле. Истинное значение участия — это не ожидание чего-либо, а внимание к чувствам другого человека, приятие и интерес. Участия, однако, нельзя добиться сразу, для его развития требуется время.
3. Умение слушать означает открытость миру, мыслям и чувствам других людей, открыто выраженным или подразумеваемым. Для умения слушать требуется чувственное понимание, а также воздержание от каких-либо суждений в отношении другого человека; оно не подразумевает воздействия на другого человека с целью изменить его или попытки сделать это. Умение слушать — это активные, сознательные усилия по формированию участия, а не простое пассивное восприятие. Для этого, помимо простого понимания смысла произносимых слов, требуется сосредоточенность, отсутствие предубежденности и заинтересованное отношение к тому, о чем рассказывается. Чтобы быть хорошим слушателем, необходимо полностью сосредоточить свое внимание на другом человеке, а значит подавить собственные предрассудки, предубеждения, чувство озабоченности и любые иные внутренние или внешние факторы. Для медсестры умение слушать облегчает распознавание потребностей пациента, выраженных в словесной или иной форме. Медсестра как хороший слушатель не только слышит то, что говорит пациент, но и обращает внимание на повторяющиеся темы в высказываниях больного.
4. Проявление беспокойства о другом человеке означает помощь и содействие в его развитии и самореализации. Для установления заботливых взаимоотношений между людьми общение между ними должно включать понимание, терпение, честность, искренность, доверие, надежду и мужество. Проявление беспокойства о другом человеке предполагает оказание помощи и служит важным компонентом сестринской практики.
5. Открытость-- это раскрытие своего внутреннего "Я" другому человеку, оно предполагает взаимность. Раскрытие самого себя необходимо для самореализации. Поскольку это имеет фундаментальное значение для самопознания и развития, самораскрытие остается обязательным условием для общения и осуществления различных терапевтических процедур в процессе лечения.
Исследователи неоднократно отмечали, что если человеку предложить взаимоотношения, основанные на уважении, согласии и приятии, этот человек вполне естественно разовьется в здоровую, зрелую личность с чувством ответственности. Принимать другого человека означает помочь ему расти. . Приятие сродни прощению: вы взвешиваете поведение другого человека и принимаете во внимание нежелательные или отрицательные аспекты этого поведения, но сознательно не придаете этим аспектам большого значения, одновременно заостряя внимание на наиболее приятных и обнадеживающих для него характеристиках. Принимая другого человека, вы не навязываете ему направления, в которых он должен развиваться; вместо этого вы позволяете направлению развития этого человека определять характер общения, вашу реакцию и все, что имеет значение для такой реакции. Принимая пациента, медсестра как бы позволяет ему принять самого себя.
6. Способность точно воспринимать внутреннюю ценностную ориентацию другого человека определяется как сопереживание. Сопереживание можно сравнить с тем, что вы ставите себя на место другого человека, чтобы увидеть его таким, каким он видит себя. Сопереживающая медсестра становится отражением пациента, демонстрируя свое участие по отношению к нему. Такая медсестра настроена на мысли и чувства пациента и проявляет такое понимание, как в словесной, так и в иных формах. Она не только внимательно слушает каждое слово и воспринимает мысли и чувства, открыто выражаемые в словесной форме, но и непрерывно оценивает и пытается понять их скрытое значение. Сопереживание имеет решающее значение для установления доверительных межличностных отношений; оно важно также для обогащения собственного опыта.
7. Искренность — необходимое условие для установления отношений доверия. Искренность означает, что человек честно делится своими мыслями, чувствами и опытом. Это невидимость: если человек действительно является тем, кем он кажется, значит общение гармонично. Искренний или гармоничный человек понимает свои внутренние чувства и мысли и правильно их выражает как в словесной, так и в иной форме. Эта гармоничность имеет важное значение для содержательного общения. Она способствует возникновению и поддержанию доверия к самому себе, а также между собой и другими. Это доверие постепенно перерастает в свободное и открытое общение.
8. Уважение подразумевает теплоту, расположение и приятие. Уважение включает приятие другого человека как достойную личность, отражает глубокое беспокойство по отношению к другому человеку, невзирая на его недостатки. Элементами уважения можно считать интерес к развитию другого человека и веру в его способность решать проблемы и совершать положительные поступки. Уважение к другому человеку может быть даже более сильным, чем уважение к себе самому, а ощущение того, что тебя уважают, необходимо для развития и поддержания здоровья.
Все перечисленные компоненты эффективной коммуникации создают благоприятную атмосферу для понимания. Они служат основой для умения слушать и понимать.

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved