01-03-2025
Шилов Роман Геннадьевич
преподаватель ГБПОУ "Донецкий профессионально-педагогический колледж"
УДК377.5
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Шилов Р.Г. – преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Донецкий профессионально-педагогический колледж»
в г. Донецке
Статья посвящена достоинствам и недостаткам дистанционного обучения в практической подготовке по дисциплинам профессионального профиля в среднем профессиональном образовании на примере подготовки по профессиональным модулям специальности 13.02.11 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и общепрофессиональной дисциплине специальности 15.02.19 Сварочное производство: Электротехника и электроника.
Ключевые слова: дистанционное обучение, законодательство, достоинства, недостатки, профессиональная подготовка, специалист среднего звена
В Российской Федерации дистанционное обучение законодательно обеспечено Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024). Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [2].
Анализируя существующие проблемы дистанционного обучения на примере ГБПОУ «Донецкий профессионально-педагогический колледж» по специальности 13.02.11 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования, ПМ.02 Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов, по специальности 15.02.19 Сварочное производство ОП.08 Электротехника и электроника можно сделать следующие выводы.
С теоретическими лекционными материалами проблем при переходе на дистанционный формат никаких не возникло, они обеспечиваются разработанными в электронном виде учебно-методическими комплексами.
В настоящее время все практические занятия по модулям и дисциплинам разработаны в направлении решения прикладных задач без использования лабораторного оборудования, при необходимости сопровождаются учебным видео.
Электротехника и электроника для специальности 15.02.19 Сварочное производство является общепрофессиональной дисциплиной, знания по которой необходимы, но не являются основными для подготовки сварщиков. Не выполнение ими практических работ на реальном лабораторном оборудовании, на порядок снизил уровень их подготовки по дисциплине, (по учебному плану из 66 часов 30 из них выделяются на практическое выполнение лабораторных работ), но не критически сказываются на выполнении сварочных работ.
Использование систем схемотехнического моделирования Electronics Workbench (EWB), Multisim10/1, предназначенных для моделирования и анализа электрических схем, в совокупности с учебным видео значительно нивелирует негативное влияние от отсутствия работ на оборудовании.
Для специальности 13.02.11 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) профессиональные модули ПМ.01 и ПМ.02 - это основные профессионально-теоретические междисциплинарные курсы (МДК) и практики подготовки квалифицированных специалистов по ремонту, которые качественно должны выполнять соответствующий ремонт бытовой и промышленной техники.
Никто ведь не хочет, чтобы к нему пришёл мастер, который видел ремонт холодильника, стиральной машины только по видео. Мастеру необходимы практические знания, умения, навыки, которые требуется нарабатывать на действующем оборудовании, дистанционно получить их невозможно. Никакое видео или виртуальный тренажёр не даст навыка работы с отвёрткой, молотком, не ударит током в случае ошибки. При подготовке по профессиональным модулям - это самый большой и существенный недостаток.
Частичное решение этого вопроса возможно только при организации производственной практики, но это зависит от возможностей работодателя.
К другим минусам относится:
- у студента больше ответственности. Нужно самому следить за тем, чтобы не пропускать лекции, разбираться в сложных темах. Мотивация падает с каждым курсом. Без высокой мотивации и дисциплины сложно учиться дистанционно.
Процентное соотношение студентов регулярно выходящие онлайн и вовремя выполняющие задания по специальности 13.02.11 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Процентное соотношение студентов регулярно выходящие онлайн и вовремя выполняющие задания
Июнь 2022г. Июнь 2023г. Декабрь 2024
86% 62% 48%
Как видно из таблицы 1 дисциплина студентов в выполнении учебных заданий снижается. Немаловажным фактором является то, что многие начинают работать;
- нет личного контакта с преподавателем [1]. Это плохо сказывается на дисциплине и усвоении материала. Во время обычной лекции студенты слушают преподавателя активнее, даже если не слишком увлечены предметом. Когда занятие проходит онлайн, гораздо больше отвлекаются и часто слушают материал в фоновом режиме;
- социально-экономические и технические сложности. Не у всех студентов есть компьютеры, проблемы с электропитанием;
- проблема создания студенческого коллектива [1]. На традиционных лекциях студенты сразу начинают общаться. При обучении онлайн для этого нужно приложить дополнительные усилия: создать чаты, регулярно создавать поводы для обмена мнениями. Но без живого контакта сокурсники вряд ли будут общаться с такой же готовностью, особенно на не учебные темы;
- необходимость постоянно быть за монитором компьютера, что негативно сказывается на здоровье обучающихся.
Однако дистанционное обучение имеет ряд достоинств [1]:
- можно получать специальность в любой точке Российской Федерации;
- онлайн-формат идеален для людей с ограниченными возможностями или родителей с маленькими детьми, которых нельзя оставлять без присмотра;
- экономия на ежедневных расходах. Тем, кто учится дистанционно, не нужно тратиться на выходную одежду, дорогу, учебники, оплату няни;
- возможность учиться в своём темпе. Это помогает совмещать обучение с работой и домашними делами;
- развитие навыка самообразования. Материал усваивается лучше, когда приходится разбираться в нём самому. Студент глубже погружается в предмет и тренирует самодисциплину при обучении в онлайн-формате;
- демократичность. Комфортное бучение люди разного возраста.
С развитием интернет-технологий, использованием очков виртуальной реальности, виртуальных тренажёров дистанционное обучение имеет весьма большие перспективы. Очки виртуальной реальности позволят на расстоянии в тысячи километров в режиме реального времени оказаться в аудитории с преподавателем и своими сокурсниками. Освоение теоретического материала в недалёком будущем онлайн не будут отличаться от офлайн, сотрутся границы.
Профессиональными умениями и навыками в области ремонта, технического обслуживания электрического и электромеханического оборудования дистанционно овладеть невозможно. Практические занятия необходимо проводить на реальном лабораторном оборудовании в очном формате.
Список использованных источников
1. Дистанционное обучение: плюсы и минусы / О. П. Андрианова, И. А. Артеменко, Е. А. Ветрова [и др.]. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2023. - № 14 (461). - с. 287-289. - URL: https://moluch.ru/archive/461/101277/
2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024). ст. 16: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=483877
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}