А знаете ли вы в каком возрасте необходимо обращаться к логопеду?

10-04-2025

Рыбникова Татьяна Владимировна

учитель-логопед, МБДОУ д/с № 262 г. Новосибирска

А знаете ли вы в каком возрасте необходимо обращаться к логопеду?

Логопед – это специалист, который занимается коррекцией нарушений устной и письменной речи. А что же такое нарушение речи? Нарушение речи – это отклонения, несоответствие нормам речевого развития при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
Давайте для начала разберемся, что может быть причиной появления нарушений речи.
На самом деле, таких причин большое количество. И, как ни странно это звучит, но появляются такие причины еще во время внутриутробного развития ребенка, когда ребенок растет и развивается у мамы в животе. Самые тяжелые последствия (грубые нарушения речи) возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Одной из возможных причин может быть внутриутробное кислородное голодание плода (гипоксия). К гипоксии могут привести токсикозы, гестозы, повышение артериального давления у будущей матери, а также различные заболевания, как соматические, так и инфекционные. Кроме того, причиной гипоксии могут стать травмы, падения и ушибы беременной, резус-конфликт между матерью и ребенком или несовместимость по группе крови.
К сожалению, в практике нередки родовые травмы и асфиксия (недостаток кислорода) во время родов, которые могут привести к внутричерепным кровоизлияниям, а те, в свою очередь, к серьезным речевым нарушениям.
В случае, если во время беременности женщина употребляла алкоголь, наркотические вещества или подвергалась воздействию табачного дыма, это может оказать влияние на речевое развитие ребенка. Кроме того, стрессовые факторы, депрессивные состояния, интенсивная рабочая нагрузка или генетическая предрасположенность также могут играть значительную роль в формировании речевых навыков у детей.
Серьезные заболевания, перенесенные ребенком до года (травмы, ушибы головного мозга, инфекционно-вирусные и хронические заболевания), также могут быть причиной нарушения речи.
Условия жизнедеятельности и социального окружения, в которых растет и развивается ребенок, оказывают значительное влияние на его когнитивное и психоэмоциональное формирование. Неблагоприятные условия могут способствовать возникновению трудностей в процессе развития ребенка, дисфункциям нервной системы, а также нарушениям эмоциональной сферы и речевого развития.
Крайне важно, чтобы ребенка окружали люди с чистой правильной речью, так как речь у ребенка развивается по подражанию. Поэтому родителям рекомендуется не «сюсюкать» с ребенком, препятствуя тем самым нормальному развитию речи и закреплению неправильного звукопроизношения.
Страх, стресс, психологические травмы, связанные с семейной обстановкой, и другие психологические потрясения могут стать причиной речевых проблем у детей.
Как мы видим, причин возникновения речевых нарушений достаточно много. Но не всегда наличие того или иного фактора в анамнезе ребенка свидетельствует о том, что у ребенка обязательно появятся нарушения речи.
Чтобы понять, в какой момент следует обратить внимание на то, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, рассмотрим нормы речевого развития детей с самого рождения.
Первое речевая реакция ребенка – это крик при рождении. Далее, до года, ребенок проходит 2 этапа речевого развития – это гуление (когда ребенок издает отдельные звуки) и лепет (ребенок повторяет подобия слогов «бабаба», «гагага», «татата» и т.п.).
К двум годам ребенок начинает использовать в речи предложения, состоящие из двух-трех слов. Он понимает и выполняет двухэтапные инструкции, например, «Подойди к столу и возьми ложку». В его активном словаре уже есть как минимум 50 слов. К этому возрасту ребенок уже может правильно произносить звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г.
В три года малыши начинают составлять более развернутые фразы. Они учатся использовать существительные в разных падежах и числах. В их речи появляются простые предлоги, такие как «на», «в», «под», «за», «с» и «из». Также они начинают использовать союзы «потому что», «если» и «когда».
В речи четырехлетнего ребенка уже можно услышать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Он использует предлоги «по», «до», «вместо», «после», «из-за», «из-под», а также союзы «что», «куда», «сколько». Дети в этом возрасте уже могут выражать свои мысли и вести полноценные диалоги со взрослыми. Их речь ограничена лишь тем, насколько хорошо они знают окружающий мир. К этому возрасту дети осваивают произношение свистящих звуков «с», «з», «ц» и шипящих «ш», «ж», «ч», «щ», а также гласных «ы» и «э».
Звуки «р», «л» обычно появляются к 5–5,5 годам. К пяти годам ребенок уже полностью овладевает бытовой лексикой, используя обобщающие понятия, такие как «посуда», «фрукты» и т. д. В его словарном запасе примерно 2000 слов. В речи ребенка больше не встречаются пропуски и перестановки звуков и слогов, за исключением некоторых сложных и незнакомых слов, таких как «эквилибрист» и т. п. В предложениях используются все части речи.
К семи годам ребенок овладевает всеми звуками родного языка и произносит их верно. Он активно пересказывает истории по картинкам, легко меняет интонацию разговора и использует в общении около 3500 слов.
Если речь вашего ребенка существенно отличается от вышеперечисленных норм, необходимо проконсультироваться с логопедом. Однако родители часто привыкают к речи своего ребенка и не обращают внимания на возможные проблемы в его развитии, особенно если он единственный ребенок в семье. Поэтому рекомендуется впервые посетить логопеда в поликлинике в возрасте трех лет, а затем ежегодно посещать его в профилактических целях. Если же ребенок не начал лепетать, к двум годам у него не появились первые слова, то следует обратиться за помощью раньше.
Вот несколько советов родителям от учителя-логопеда как избежать проблем с речью и вовремя их распознать:
 Уделяйте внимание развитию речи ребенка с самого раннего возраста. Не стоит ждать, пока он «перерастет» или «сам заговорит».
 Речь родителя должна служить образцом для подражания для ребенка. Поэтому важно использовать грамотно построенные фразы и предложения, которые будут понятны ребенку. Если ребенок еще не говорит фразами, то общайтесь с ним предложениями, состоящими из двух слов. Если же он уже говорит фразами, то используйте предложения, на 1-2 слова длиннее, чем у малыша.
 С самого раннего возраста разговаривайте с ребенком, описывайте свои действия, когда вы одеваете и раздеваете его, умываете, готовите еду, убираете, играете, гуляете или занимаетесь чем-то еще. Делитесь впечатлениями и задавайте вопросы о том, что вы и малыш видите, делаете и слышите.
 Если вы замечаете, что ребенок испытывает трудности с названиями предметов, не может описать их свойства и действия, необходимо уделить внимание расширению его словарного запаса. Показывайте ребенку различные предметы и явления (детали автомобиля, предметы мебели, посуду, транспорт и т. д.) и называйте их. Просите ребенка повторять слова. Учите с ребенком по 4–5 новых слов за раз, постепенно добавляя новые. Занимайтесь ежедневно и не забывайте хвалить и поддерживать ребенка, даже если у него что-то не получается.
 Если ребенок не говорит, а выражает свою просьбу жестами, то создайте условия, которые побудят его произнести нужное слово. Например, малыш просит дать ему машинку, показывая на нее пальцем. Предложите ребенку назвать, что он просит, вместе с ним. Для становления речи достаточно в этом случае, чтобы ребенок повторил за вами «би-би». После усвоения «лепетных» названий предметов, нужно переходить к называнию предметов своими именами.
 После того, как вы прочитаете ребенку книгу или сказку, побеседуйте с ним по ее содержанию. Задайте вопросы, попросите пересказать услышанное вам или кому-либо еще.
 Вопросы, с которыми вы обращаетесь к ребенку, должны быть открытыми, чтобы ребёнок мог ответить вам развёрнуто. Например, вместо вопроса «Ты рисуешь?» лучше спросить: «Чем ты сейчас занят?».
 Позвольте ребенку обдумать ответы на вопросы и выразить свои мысли. Дайте ему возможность высказаться, не торопите.
 Проводите занятия с ребенком в форме игры, ведь игра – это ведущий вид деятельности для детей дошкольного возраста.

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}

 

Подпишитесь на новые конкурсы (вы соглашаетесь с офертой)

Please fill the required field.
Image

Более 60 вариантов оформлений дипломов и сертификатов! Всегда 100 рублей за диплом!

  8-800-555-2125

Российский образовательный центр "Современная педагогика"

© 2019 Педагогический портал "Знания", All Right Reserved